Бизнес как творческая игра
Бизнес как творческая игра
Творчество уже достаточно давно превратилось в бизнес. И это хорошо. Вдохновенно создаваемое должно быть востребованным и высоко ценимым.
Бизнес все больше и больше становится творческим.
И это тоже хорошо, поскольку вдохновенная посвященность делу – необходимое условие и мощнейший ресурс создания уникальных, безупречных, превосходных – конкурентоспособных - товаров и услуг.
Жизнь творческих бизнесменов – игра, Творческая Игра.
Игрой – на многих языках - называется творчество, в котором происходит взаимодействие создателя и потребителя творческого продукта (концерты, спектакли) – и не случайно. Помимо признаков творчества как такового, креативная игра обладает признаками игры по Хайзинге.
Творческая Игра - востребованный, приобретший признание и социальную реализацию творческий процесс, и, в том числе, творческое дело - поставленный на творческую основу бизнес.
Существеннейшее отличие Творческой Игры от всех прочих (развивающих, деловых, ролевых, метафорических, спортивных, азартных) – в том, что у этой игры нет специально устраиваемого поля. Ее полем является жизнь как таковая.
Творческая Игра осуществляется в одной из двух форм: паса в пространство или отражения подачи.
В первой форме автор «пасует», или, говоря обыденным языком, предлагает свое творческое решение (идею, проект или произведение) некоему фрагменту пространства жизни – индивидууму или социальной группе. Получивший творческий пас может его «обработать» (внедрить, приобрести, приступить к разработке и реализации), включившись в творческую игру с автором.
Во второй форме Игры творческое решение – ответ на заказ - запрос пространства жизни.
Важнейший закон Игры и условие пребывания в статусе игрока гласит: «В Творческой Игре нет проигравших. Игра (win-win) ведется в пользу каждого из участников». Неисполнение этого условия – попытки не выиграть, а обыграть – обречены, в лучшем случае, на провал, а в худшем - влекут за собой гораздо более тяжелые последствия. Тем не менее, эти попытки были и всегда останутся популярными. Пытающиеся обыграть прибегают к управлению полем жизни с помощью запугивания, подавления, манипуляций или обмана. Полученное «преимущество» рассматривается как выигрыш, но в действительности – ни что иное, как антишахматное «выиграть фигуру – проиграть партию».
Win-lose - потаенный груз, прижимающий к беспросветному дну бытия. Избавиться от него, более того, заподозрить в нем причину депрессии, тоски или тщательно скрываемого несчастья тем труднее, чем больше его вес, его давящая сила.
Игра немыслимым образом сочетает спонтанность, свободу, являющуюся ее основным принципом – и неукоснительное следование правилам. Любая бизнес-игра идет по правилам, но нельзя забывать, что правило - рама картины. И только то, что внутри этой рамы, то, что сотворено на холсте - высоко ценится и вызывает необходимый для выигрыша вау-эффект. И, кроме того, творческая игра – зачастую - разработка и применение правил новых, доселе неведомых. Создание инновационных направлений развития цивилизации, открытие новых горизонтов реальности.
Участие в Игре невозможно без страсти и азарта. Игра захватывает внимание, силы, помыслы участников. Тем не менее, страстность игры не может быть панической или лихорадочной. Условие победы – меритопатия, сбалансированность спонтанности, осознанного самоконтроля, рационального и внерационального (Маслоу). Игра на выигрыш - равномерное горение «умного огня» (Гераклит) в противовес взрыву неуемного, нереализуемого вдохновения (Кандинский).
Игра сочетает умудренность, изощренность, сокровенное знание потайных ходов с откровенностью и прямотой. Открытость win-win побеждающего игрока сродни пленительной силе обнаженной натурщицы, актрисы, танцовщицы в противовес жалкой беспомощности голого обывателя.
Творческая Игра ведётся не предметами или символами, а энергиями, порождающими события и переживания. Каждый ход – это создание нового распределения энергий в пространстве жизни.
Поле игры – пространство неопределенностей. И чем больше неожиданного, непросчитываемого – тем интереснее и результативнее игра.
Участие в Творческой Игре расцвечивает мир человека невероятными красками, превращая жизнь в захватывающее, волшебное приключение. Творческая Игра – это возможность главной победы всей жизни – сыграть и выиграть самого себя.
Участники Игры время от времени приходят в замешательство от выстраивающихся на ее поле комбинаций людских судеб, случайных событий, переживаний. Эти комбинации вполне могли бы лечь в основу сюжета волшебной сказки или захватывающего блокбастера.
Особенно поражает превосходящие все ожидания, неистово искомые и невероятным образом обнаруживаемые решения, казалось бы, неразрешимых, но жизненно важных, задач.
По мере наработки навыков и личностных свойств, необходимых для ведения Игры: восстановления целостности играющего, расширения и углубления его сознания, развития креативных способностей, раскрытия глубинных личностных потенциалов - его партия становится не только консонансной Игре, но может вызвать резонанс, реконструкцию, как близлежащих, так и отдаленных регионов поля жизни, беспрецедентную обратную связь и поддержку социума. Партии наиболее сильных игроков продолжают участвовать в Игре на протяжении веков и тысячелетий.
Творческая Игра – спонтанный театр, в котором нет границы между актерами и зрителями. Купивший билет на галерку с трудно преодолеваемым ужасом обнаруживает себя в центре действия, вообразивший себя главный героем оказывается вне Игры.
Иногда возникающий в разных концах зала вопрос об авторе и режиссере иногда получает – а иногда и не получает - очевидный и неожиданный ответ.
Участие в Игре - путь: «вверх и вниз – один и тот же». Идущим осилить эту дорогу, конечно, пригодились бы инструменты организации творческой работы и карта глубин бытия и сознания. Им не помешало бы освоить премудрости игры, в которую они играют. Им очень помогла бы фасилитация, расширяющая поле и повышающая ставки.
Однако, взаимодействие капитанов творческих команд с психологами, тренерами, коучами - напоминает притчу из жизни одного из величайших мыслителей и учителей ХХ века Александра Меня. К протоиерею обратились зэки одной из зон строгого режима. «Научите нас молиться» - просили они. «Это я должен учиться молитве у вас» - ответил священник.